Территориальная организация 
Российского профсоюза работников 
химических отраслей промышленности 
по Санкт-Петербургу 
и Ленинградской области
Территориальная организация Российского профсоюза работников химических отраслей промышленности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Специальная оценка условий труда «пришла» в 2014 году на смену аттестации рабочих мест. Вступивший в действие 01 января 2014 года Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» более глубоко и детально определил как обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности, так и права работников на достойные и безопасные условия труда. Закон установил правовые и организационные основы проведения СОУТ и правовое положение всех участников данного процесса.

К несомненным плюсам Закона можно отнести:
1. Достаточно четкую и понятную процедуру проведения специальной оценки условий труда со всеми правами и обязанностями сторон.
2. Контролирующую функцию государственных органов.
3. Установление четких классов условий труда: оптимальные, допустимые, вредные, опасные
4. Установление льгот для работников по классам.
5. Определение параметров для организаций, которые могут проводить спецоценку условий труда.
6. Установление прав работников через профсоюзные организации контролировать проведение специальной оценки условий труда, знакомиться и возражать против проведённой оценки. К отрицательным моментам относятся:
· Увеличение расходов работодателя на оборудование и содержание рабочих мест, что ударит по доходам работников.
· Процедура осуществление государственного контроля не очень ясно прописана
· Главный отрицательный момент- многие работники утрачивают право на дополнительные льготы: повышенную оплату труда, дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенное рабочее время. При проведении специальной оценки условий труда следует руководствоваться следующими нормативными актами, которые помогут в практической работе:
1. Федеральный закон от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. От 13.07.2015)
2. Федеральный закон от 28.12.2013 г. №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона «О специальной оценке условий труда»
3. Приказ Министерства Труда РФ от 24.01.2014 г. №33н (в ред. От 07.09.2015 г.) «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению!»
4. Приказ Министерства Труда России от 05.12.2014 г. №976 н «Об утверждении Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию».
5. Письмо Минтруда России от 01.10.2014 № 15-1/В-1271
6. Письмо Минтруда России от 21.03.2014 «15-1/В-298
7. Определение Конституционного Суда РФ от 07.-02.2013 №135-О- О применении Списков № 1 и 2
8. Письмо Министерства финансов России от 07 марта 2014 года № 03-03-06/1/10060 «О порядке учета расходов на оплату дополнительного отпуска по повышенным нормам при начислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций». Министерство труда и социальной защиты РФ подготовило проект Федерального закона
« О специальной оценке условного труда». Министерство труда считает необходимым заменить аттестацию рабочих мест «специальной оценкой»: Федерацией Независимых Профсоюзов России подготовлены свои замечания и предложения по данному законопроекту. С ними можно ознакомиться на сайте ФНПР (www.fnpr.ru) в разделе «Охрана труда».
_______________________________________________________________________________________________ В центральной профсоюзной газете «Солидарность» (№19-2013 г.) опубликован важный и полезный для широкого профсоюзного актива материал. Это выпущенная 14 мая 2013 года Информация Министерства труда и социальной защиты РФ «Реформирование системы предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда».
В Информации дан полный обзор существующей ситуации, проанализированы нормативные предпосылки реформирования сложившейся системы, а также даны предложения по новой проектной конструкции и изменениям в области досрочного пенсионного обеспечения указанной категории работников.
_______________________________________________________________________________________________

Новое в порядке проведения аттестации рабочих мест. Вступил в действие Приказ Министерства труда и социальной защиты населения от 12 декабря 2012 года № 590 н (зарегистрирован в Минюсте 06 февраля 2013 года). Данный приказ вносит изменения в основной Порядок проведения аттестации рабочих мест, который был утвержден 26 апреля 2011 года № 342 Н Министерством здравоохранения и социального развития. В пункте 4 Приказа министерства труда РФ отмечено, какие рабочие места не подлежат аттестации. В пункте 8 указанного Приказа отмечены и внесены изменения по срокам проведения первого и повторной аттестации рабочих мест, ее периодичности. Этот приказ вызвал неоднозначную реакцию у ФНПР. В адрес заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец было направлено письмо за подписью Председателя ФНПР М.В. Шмакова с предложением о приостановлении действия упомянутого приказа. Однак, приказ был зарегистрирован в Минюсте РФ и вступил в действие.